О том, как именно унифицировали нацрежим по 44-ФЗ и 223-ФЗ, и что теперь ожидает заказчиков и поставщиков, работающих по 223-му закону? Какие меры поддержки продлили и, как правило «15%» может сыграть против добросовестных поставщиков? Как менять существенные условия контракта в 2025, что нового появится в работе с цифровым контрактом, и как будут проходить закупки у едпоставщика – вы узнаете из интервью

Госзакупки постоянно меняются, и каждый год приносит заказчикам и поставщикам сюрпризы.  Не стал исключением и 2025 год. Так,  с 1 января заработали поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ по унификации нацрежима — теперь его правила будут одинаковыми для обеих систем. В марте вступили в силу изменения в КоАП РФ, вводящие новые составы административных нарушений сфере закупок, с 1 апреля соглашения об изменении и о расторжении контрактов нужно будет оформлять через ЕИС. А контракт с единственным поставщиком по итогам несостоявшейся закупки придётся формировать в цифровом виде.

О том, как именно унифицировали нацрежим по 44-ФЗ и 223-ФЗ, и что теперь ожидает заказчиков и поставщиков, работающих по 223-му закону? Какие меры поддержки продлили и, как правило «15%» может сыграть против добросовестных поставщиков? Как менять существенные условия контракта в 2025, что нового появится в работе с цифровым контрактом, и как будут проходить закупки у едпоставщика – вы узнаете из интервью с одним из известных экспертов в сфере регулируемых закупок Дмитрием Евгеньевичем АБРОСИМОВЫМ (на фото).

— Дмитрий Евгеньевич, Вы занимаетесь госзакупками порядка 22 лет. За это время вся система закупок, основанная на законах 44-ФЗ и 223-ФЗ прошла, что называется большой путь, и продолжает совершенствоваться. На Ваш взгляд, почему возникла необходимость действительно масштабной корректировки законодательства о контрактной системе, которая продолжается уже не первый год?

 

— Дело в том, что когда проект того закона, который мы знаем, как 44-ФЗ, только создавался, его разработку отдали Минэкономразвития Российской Федерации. Но они ведь никогда полноценно не занимались госзакупками, поэтому в тот проект вложили только свое видение, как должны работать закупки. Например, согласно тому законопроекту, порожденному Минэкономразвития, основным способом закупки по 44-ФЗ должен был стать конкурс, а не аукцион, как сейчас фактически.

В результате, 44-й закон в 2013 году был принят, и с 1 января 2014 года должен был вступить в силу. И оказалось, что он настолько «корявый», настолько, извините за выражение, «косячный», что уже в 2013 году, то есть еще до вступления этого закона в силу, его потребовалось изменить!

Так что первые поправки в 44-й закон были внесены еще до вступления его в силу. После чего заказчики (поставщики, контроллеры) начали этот закон применять, а регуляторы постоянно вносить в него правки. В результате чего к 2017 году стало понятно, что реформа контрактной системы, в том виде, как её представляли себе в Министерстве экономического развития, фактически провалилась.

Посудите сами: закон с самого начала было сложно применять, в него регулярно, чуть ли не каждые 2-3 месяца вносились всё новые и новые поправки. И это ещё не всё — поправки в подзаконные акты, которых на тот момент было более 100 штук, вносились вообще практически каждый месяц, а иногда и чаще.

В результате работать было сложно, потому что то, что мы изучали и применяли по закупкам две недели назад, сегодня уже могло не работать. Возникала масса вопросов…

В результате в 2017 году регулирование по 44-му закону от Минэкономразвития передали в Минфин Российской Федерации. Тогда же в Минфин перешли некоторые сотрудники ФАС России, после чего Министерство финансов где-то около года формировало аппарат, свою позицию и видение, и с 2018-2019 годов началось реформирование 44-ФЗ уже усилиями Минфина. Всё, что делалось на протяжении последних 5-6 лет сводилось, прежде всего к реализации того варианта законодательства о госзакупках, как его представляет себе Минфин.

Прежде всего, проделана большая работа по упрощению самой процедуры госзакупок. Например, упростили запрос котировок. То есть, если ранее запрос котировок проводился по, скажем так, достаточно особенным правилам, то уже года три, по-моему, если я не ошибаюсь, запрос кодировок проводится практически идентично аукциону. Сегодня котировка и аукцион — это почти одно и то же, котировка только проводится быстрее по времени, есть определенные ограничения, в том числе по НМЦК, и в котировке участники не торгуются. А так – почти тот же аукцион.

Ещё одна причина, по которой контрактное законодательство требовало значительных изменений – стремление Минфина, что называется, «убрать от экрана шаловливые ручки заказчиков». Потому что заказчики при формировании закупок очень часто нарушают требования закона, ограничивают конкуренцию. Либо по неграмотности, либо умышленно. В том числе при описании объекта закупки, при формировании требований к участникам.

Поэтому Минфин с 2017 года реализует так называемый КТРУ – Каталог товаров работ, услуг. То есть, Заказчиков обязали применять описание объекта закупки из КТРУ и каталог начал максимально сильно пополняться. Сначала были медицинские закупки в основном, потом начали добавлять другие товары, позже добавились некоторые работы, услуги. И сегодня, КТРУ является обязательным для заказчиков. Более того, с октября 2023 года работает так называемое структурированное описание объекта закупки – на основе типовых техзаданий из КТРУ, а также структурированная заявка. Это сделано для того, чтобы максимально устранить человеческий фактор в описании объекта закупки.

Была даже такая интересная идея — предполагалось, что Единая информационная система будет автоматически собирать определенную статистику из реестра контрактов по размещенным ценам, из данных в Росстат и так далее. И далее ЕИС будет заказчику, уже при формировании заявки в системе, подсказывать цену. К примеру, заказчик в Брянской области хочет закупить молоко жирностью 3,2%. Когда заказчик формирует извещение, система ЕИС ему подсказывает, что в Брянской области в январе 2025 года цена на молоко 3,2% находится в диапазоне 70-80 рублей за литр. И заказчик не может поставить цену ниже или выше данного диапазона.

Кроме того, немало изменений в контрактную систему нам добавили бесчисленные санкции и ограничения, введенные в отношении России. Но это отдельный разговор.

 

— Если говорить о поправках 2025-го года в контрактной системе, какая из них, на Ваш взгляд, наиболее актуальная и значимая?

 

— Можно сказать, что самая глобальная поправка 2025 года – это унификация национального режима. Остальные поправки в большей мере носят какой-то технический характер, минимальный характер и так далее. Все-таки самая существенная поправка 2025 года – это унификация национального режима.

Суть этой поправки, этих изменений тоже закладывалась Минфином еще в 2020-2022-м годах. К 2024 году, «национальный режим»   регулировался порядка восемью нормативными актами: Приказ Минфина № 126Н, постановления Правительства РФ №№ 616, 1236, 102, 1289, 832, 878, 617. Восемь нормативных актов по национальному режиму, два постановления правительства №№ 2013 и 2014 по 44-му и 23-му закону по квоте российских товаров, и постановление Правительства РФ № 719, которое является базовым для допуска российских товаров к закупкам. Оно действует до сих пор, немножко изменилось, но действует. Плюс постановление Правительства РФ № 925 по 223-ФЗ. Таким образом, была целая пачка нормативных правовых актов по национальному режиму. И проблема заключалась в том, что даже в рамках 44-го закона все эти нормативные акты работали сильно по-разному.

Поэтому в 2020-2021-х г.г. заговорили о «кодификации» национального режима. Тогда рассматривался вопрос, что должен быть единый нормативный акт. То есть, сначала рассматривался закон, который устанавливал бы то что мы сейчас называем унифицированным национальным режимом, потом пришли к постановлению Правительства, которое проще изменять, чем закон.

К этому мы шли достаточно долго, но, тем не менее, в настоящий момент, на 2025 год национальный режим все-таки унифицировали,   есть Постановление Правительства РФ № 1875 от 23 декабря 2024 года «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».  Это, фактически, долгожданные «кодифицированны» в один документ правила применения национального режима. Причем они настолько унифицированные, что распространяются и на 44-й закон, и на 223-й закон.

На сегодняшний день практически все ранее запланированные глобальные изменения, по крайней мере, в 44-й закон, Минфином уже реализованы. Не все из них еще вступили в силу, не все из них еще выглажены до идеального правоприменения, есть еще определенные шероховатости, но по заявлениям Минфина они не видят в ближайшем будущем,каких-то суперглобальных поправок 44-го закона.

 

— На семинаре вы говорили о таком нововведении, как цифровой контракт…

 

— Да, «цифровой контракт» ранее уже начал использоваться по электронным конкурентным закупкам. В этом году с 1 января 2025 года заказчики вправе использовать цифровой контракт при закупке у единственного поставщика по отдельным пунктам части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, а с апреля 2025 года уже будут обязаны использовать цифровой контракт в этих случаях. То есть еще в течение 2025 года какие-то нормы, заранее заложенные, будут вступать в силу и реализовываться. Кроме этого, будут еще какие-то корректировочные поправки, естественно.

В настоящее время – и я это уже говорил на семинаре, цифровой контракт, как таковой, является полуфабрикатом. Пока что идёт своего рода «переходный период» — у нас есть цифровой контракт, есть обычный контракт, и оба они используются пока одновременно. По сути, проект контракта заказчик как обычно делает в Word и прикладывает к извещению закупки, в виде файла. А потом, когда победитель определился, заказчик данные поставщика и его цену включает в этот проект контракта, и прикладывает файл с уже готовым проектом контракта в ЕИС, отправляет на подпись поставщику, сам ставит электронную подпись.

Одновременно с этим формируется так называемый цифровой электронный контракт, который «подтягивает» необходимые данные из извещения закупки, из заявки участника и из протокола подведения итогов. Но этот цифровой контракт на сегодняшний день достаточно куцый, например, там не прописаны права и обязанности сторон. Поэтому сегодня одновременно применяются два контракта. Это цифровой, формируемый «полуавтоматически», вместе с прилагаемым к нему вордовским файлом.

Возможно, в будущем от вордовского файла вообще откажемся, но скорее всего это будет не в 2025 году.

Здесь главное привыкнуть заполнять исходные данные – заказчику в извещении, поставщику в заявке — правильно, чтобы потом они правильно переносились системой в цифровой контракт, потому что изменение цифрового контракта на сегодня — это та еще задачка.

Особенно это сложно для тех заказчиков, которые работают через функционал подсистем. Многие заказчики работают не напрямую в ЕИС, а через такие подсистемы, как ВебТорги, АИС Госзаказ, ПК-РКС и другие региональные информационные системы между заказчиком и ЕИСом. И вот здесь часто бывает такое, что данная подсистема не очень, скажем так, квалифицировано импортирует/экспортирует данные туда-обратно.

Другими словами, если ЕИС напрямую позволяет внести какие-то изменения, то условные, скажем «Веб Торги», напрямую в ЕИС внести изменения не позволяют. Чтобы это сделать, приходится вдумчиво общаться, консультироваться с технической поддержкой. Что уже не есть хорошо и только усложняет нормальную работу. Поэтому в идеале стоит делать все изначально правильно.

 

— Что можете рассказать о структурированной заявке, описании объекта закупки?

 

— Структурированное описание объекта закупки, структурированная заявка вступили в силу с октября 2023 года, это уже далеко не новость. Но — 2024 год нам принес довольно много практики по применению структурированного описания объекта закупки. Стоит сказать, что заказчики, к сожалению, массово ошибаются. Поставщики тоже ошибаются при формировании заявки, но им это сделать всё-таки сложнее.

А вот заказчику ошибиться проще, потому что он тут начальное звено, нулевой пациент. Он формирует описание объекта закупки, причем совершает массу ошибок. Чаще всего, заказчики не формируют структуру описания объекта закупки. То есть делают по старинке, указывают, например: поставка бумаги, название закупки. В описании объекта закупки прописывают в ЕИС: бумага, офисная, к примеру, и прикрепляют файл с описанием. Причем такие моменты встречаются даже у контрольных органов, которые должны эти моменты как бы пресекать.

Другой пример, тоже распространенная ошибка — заказчики указывают структурированное описание, но при этом прикладывают файл с описанием объекта закупки, и эти описания противоречат друг другу. Также часто встречается неправильно структурированная инструкция.

Например, заказчик покупает каменный уголь и прописывает характеристику: фракция угля от 20 до 400 мм и прописывает требование к участнику, также в структурированной форме инструкции, выбирая там нужные значения. И у него получается, что участник должен указать конкретную характеристику. То есть участник закупки при подаче своей структурированной заявки, должен из характеристики 20-400 мм выбрать и написать конкретную характеристику, например: 200 мм. Участники, естественно, это вынуждены сделать, потому что по-другому система не пропустит его заявку, или такая заявка будет отклонена на комиссии.

Ну, а дальше получается парадокс. То есть, участник по требованию заказчика указал конкретную характеристику фракции угля — 200 мм. Но невозможно при поставке угля сделать так, чтобы каждый кусок был одинакового размера — 200 мм и ни больше, ни меньше.

Контролеры это трактуют как нарушение со стороны заказчика. Поэтому на подобные моменты стоит обращать внимание, однозначно. Это по структурируемому описанию объекта закупки.

 

— Частично изменения 2025-го года касаются такой важной сферы, как закупки в сфере здравоохранения — введены коды номенклатурной квалификации медицинских изделий (НКМИ). Как использовать НКМИ для госзакупок?

 

— Действительно, появился национальный классификатор медицинских изделий. И, соответственно, от заказчика теперь требуется в обязательном порядке применять этот НКМИ при описании соответствующего объекта закупки. А значит, и требовать от участника закупки указания товара соответствующего по коду НКМИ. Но тут есть проблема, связанная с тем, что подходы очень разные.

Некоторые УФАС, например, считают, что если участник предложил медицинские изделия с другим кодом вида по НКМИ, то его заявку нужно отклонять. Другие УФАС говорят, что если участник предложил товар с другим кодом НКМИ, его можно допускать. На самом деле, оба подхода могут быть верными в зависимости от ситуации. Потому что, иногда заказчику выделяют целевые денежные средства на закупку конкретного медизделия, с конкретным кодом НКМИ. И он не может допустить заявку с другим кодом НКМИ, ему ее приходится это отклонять. В других случаях для заказчика это вообще некритично.

 

— Дмитрий Евгеньевич, с 1 сентября 2024 года Применение машиночитаемой доверенности (МЧД) стало обязательным. Расскажите, как работать с машиночитаемой доверенностью в закупках в 2025 году?

 

— Что касается МЧД, тут, на мой взгляд, все достаточно понятно уже. Руководителю машиночитаемая доверенность однозначно не нужна, он в силу полномочий руководителя подписывает документы сам, для этого у него есть электронная подпись. Но вот на своих сотрудников руководитель через функционал ЕИС, может формировать машиночитаемую доверенность. Это требование касается и заказчика, и поставщика, и сегодня является обязательным к применению.

На сегодня достаточно инструкций и в ЕИС, и просто в интернете, как всё это делается – достаточно просто.

 

— Дмитрий Евгеньевич, а планируются ли в 2025 году изменения, касающиеся применения РНП, что можете сказать по этому поводу?

 

— Сейчас в Федеральной антимонопольной службе, в рамках общественного совета при ФАС России поднимается вопрос о том, чтобы как-то уточнить критерии включения или не включения участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков — РНП. Потому что сегодня позиция УФАС при рассмотрении вопросов включения, либо не включения в РНП, по сути, субъективная. Достаточно часто бывает так, что при одинаковых исходных данных один УФАС поставщика в РНП включает, а другой УФАС — нет.

Более того, встречаются случаи, когда с одним и тем же заказчиком, по крайне похожим или даже одинаковым контрактам, одного поставщика в РНП включают, а другого не включают. То есть подход совершенно субъективный: вот как решит комиссия УФАС, так и будет. А у членов комиссии может быть сегодня голова болит и настроение плохое. Естественно, это выливается в последующие многократные и долгие судебные разбирательства.

Такая же двойственность существует в применении постановления №2571 по дополнительным требованиям к участникам. Это касается случаев, когда решается, надо или не надо устанавливать доптребования по тем или иным пунктам приложения к постановлению № 2571.

Например, если заказчик покупает установку уличного освещения, то тут вопрос: — «куда это уличное освещение вставить с точки зрения №2571?». Первый вариант – это уличное освещение, например, которое устанавливается вдоль дороги, может пойти по пункту постановления, связанному с «дорожной деятельностью». Но если то же самое уличное освещение будет устанавливаться, например, в парке, вдоль прогулочных дорожек, то это уже будет – согласно тому же Постановлению – «градостроительная деятельность».

Тоже самое касается, например, тротуаров. Если тротуар строится рядом с дорогой, это «дорожная деятельность». Если тротуар в парке – уже «градостроительная деятельность».

Поэтому, на мой взгляд, ближайшие 2-3 года пройдут под «знаменем» устранения двойственных подходов.

 

На 2025-й год продлили ряд, так называемых, антикризисных норм, которые вводились в основном в 2022 году, как ответ на санкции и ограничения. Дмитрий Евгеньевич, какие изменения условий госконтрактов в 2025 году необходимо учитывать заказчику и поставщику?

 

— Продлили норму ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ про право изменения любых условий контракта. На самом деле это очень важный момент, потому что, напомню, по правилам 44-го закона изменять контракты по 44-ФЗ запрещено. По крайней мере, существенные условия, кроме некоторых исключений. Эти исключения перечислены в статье 95 Закона № 44-ФЗ. Там на сегодня достаточно мало исключений, а ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ позволяет менять почти любые условия контракта.

Но есть ряд нюансов. Первый — данное изменение должно быть основано на некоем форс-мажоре. То есть должны возникнуть какие-то обстоятельства непреодолимой силы, которые невозможно было предвидеть и предотвратить. И второе, очень важный момент – изменение любых существенных условий допускается только в случае предварительного одобрения этих изменений органом, вышестоящим для заказчика. Для федералов это правительство РФ, для регионалов это администрация региона, для муниципалов это администрация муниципалитета.

Здесь, конечно же, в выигрышной позиции находятся муниципальные заказчики, потому что обычно муниципальному заказчику все-таки проще дойти до главы администрации, донести до него информацию о некоем форс-мажоре и убедить изменить условия контракта. С регионом уже сложнее, с федералами еще более сложно. Но, тем не менее, такое изменение допустимо.

 

С 1 января 2025 года вступают в силу важные изменения в закупках по Законам 44-ФЗ и 223-ФЗ. Основное внимание уделено унификации национального режима — его правила теперь стали едиными для обеих законов. Дмитрий Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, что конкретно изменится и как это отразится на поставщиках и заказчиках?

 

— Надо здесь пояснить, что национальный режим на момент 2024 года был очень разобщен. Потому что, откровенно говоря, многие нормативные акты по национальному режиму принимались в каждом конкретном случае, под каждое конкретное решение.

Очень показательной здесь является ситуация 2015 года, когда турки в Сирии сбили наш самолет, летчик погиб. В ответ на это, мы ввели в отношении Турции национальный режим по закупкам. Спустя некоторое время, отношения с турками нормализовались и национальный режим отменили.

То есть очень часто такой национальный режим носит какой-то лоббистский характер, к сожалению. Кроме того, разные акты по нацрежиму как правило, разрабатывались разными органами. То есть понятно, что это в большинстве случаев постановления Правительства РФ, но где-то их разрабатывал Минпромторг, где-то, например, Минздрав или при его участии. В результате вносились совершенно разные условия, разные правила. Поэтому года два-три, как минимум, многие, в том числе и в правительстве, говорили о необходимости унификации национального режима. Что, собственно говоря, и сделали.

Так вот, с 1 января 2025 года, национальный режим, является унифицированным. Вместо пачки постановлений правительства, а это более 10 нормативных актов, от всего этого никому не нужного «изобилия» осталось только одно. Это постановление Правительства РФ №1875. Плюс внесены были соответствующие поправки в 44-й закон и 223-й закон. Например, убрали требования по квоте российских товаров из 44-го закона, но прописали его в постановление №1875. То есть, фактически, прописали новый национальный режим…

 

И как теперь заказчикам подготовиться к новым правилам нацрежима?

 

— Больше всего, на мой взгляд, с новым унифицированным режимом не повезло заказчикам по 223-ФЗ. Дело в том, что по 223-му закону, национальный режим работал на основе постановления Правительства РФ № 925, которое применялось примерно как приказ Минфина №126н в 44-ФЗ – преимущества «нашим» товарам.

То есть, допускаются все, но в аукционной процедуре, если победитель предлагает иностранный товар, а второй участник предлагает товар российский, у победителя цена контакта уменьшается на 15%. При конкурсных процедурах заявка участника с «нашим» товаром при наличии заявок с иностранным товаром оценивалась так, словно «наш» участник предложил цену на 15% ниже, но при заключении договора применялась именно его цена заявки, без уменьшения на 15%.

Нацрежим, который унифицировали с 2025 года, построен на базе 44-го закона. Минфин, грубо говоря, взял все ранее применявшиеся постановления Правительства РФ и объединил их в одно – в постановление №1875. То есть из каждого взял какую-то часть, туда вставил, вставил, вставил, и причесал, чтобы это было более-менее единообразно. Поэтому сегодня национальный режим   работает на базе 44-го закона, а это не только преимущества, описанные выше, но ещё запреты и ограничения, которых ранее по 223-ФЗ не было. Поэтому если заказчикам по 44-ФЗ нужно, так сказать, только немного переучиться изменённым правилам нацрежима, то на заказчиков по 223-ФЗ «стремительным домкратом» обрушилось то, что они ранее никогда не применяли. Естественно, это вызывало и вызывает определённые затруднения.

Надо сказать, что некоторые моменты нацрежима действительно упростили. Например, ещё в прошлом году активно использовался Приказ №126н Минфина. Причем, считалось, что этот приказ, его положения, при осуществлении закупок в части замены товара использовался всегда.

Как это работало? Предположим, заказчик выставляет закупку на приобретение мебели, основываясь на приказе №126н. Подаются две заявки, обе с иностранным товаром, соответственно, приказ Минфина здесь не применяется. То есть, мы никому там, 15% не минусуем, побеждает тот, кто победил с той его ценой, которую он заявил. Но дальше, уже в ходе поставки (например, победитель заявил мебель из Китая), в ходе исполнения контракта победитель, по какой-то причине, не может поставить мебель из Китая и предлагает заменить мебель из Китая на мебель улучшенного качества из Кореи.

И вот здесь начинается парадокс. Поскольку Приказ № 126н считается работающим и в нём четко и недвусмысленно написано, что в  ходе исполнения контракта, в рамках закупки, где применялся приказ Минфина, запрещается менять товар с изменением страны на иностранную, мы иностранный Китай не можем заменить на такую же иностранную Корею, даже улучшенного качества.

В новом национальном режиме этот момент, к счастью, подкорректировали. И   сейчас можно заменить, условно говоря, Китай на Корею или наоборот. Теперь запрещено заменять товар на иностранный только в том случае, если нацрежим сработал. То есть, если, например, победила заявка с российским товаром, Россию на иностранный товар менять нельзя. А иностранный на иностранный менять можно. И иностранный на российский товар поменять тоже можно. Причем, в качестве отечественного товара может выступать продукция не только России, но и стран Евроазиатского экономического союза. Например, можно менять товар российский на товар белорусский.

 

— Как проводятся закупки у субъектов МСП с учётом нововведений этого года?

 

— Если по 44-ФЗ заказчики обязаны определенную долю закупок проводить у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций, то по 223-ФЗ, заказчики обязаны покупать определенную долю только у субъектов малого и среднего предпринимательства. Социально-ориентированных некоммерческих организаций в 223-ФЗ нет, вместо этого есть средний бизнес.

Причем, по 223-ФЗ, заказчики обязаны проводить закупку у СМСП конкурентными способами. И относительно недавними изменениями предусмотрено, что 20% своего годового объема закупок по 223-ФЗ заказчики прямо обязаны покупать именно у СМСП конкурентными способами.

На мой взгляд, это условие сформулировано хуже, чем в 44-ФЗ. Там заказчики с небольшим объёмом закупок вправе всё купить у единственного поставщика и не проводить закупки у СМП и СОНКО. По 223-ФЗ выбора нет – минимум 20% нужно провести именно конкурентными закупками для СМСП.

Необходимо отметить: закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ, сегодня максимально жестко зарегламентированы и очень похожи на правила 44-го закона.

 

— Ещё было такое новшество, как «автоплатежи». По-вашему, оно стоит упоминания в нашем разговоре?

 

— Ещё бы! Казначейские платежи, или так называемые «автоплатежи», введены специально для того, чтобы минимизировать влияние заказчика на закупку, убрать возможности для предварительного сговора. Потому что часто бывает такое, что заказчик манипулирует приемкой, оплатой — для того, чтобы не допустить к тендеру «чужого» поставщика. Получалось так, что если закупку выигрывал сторонний поставщик, а не тот, которого пытался «протащить» заказчик, и отклонить его не удавалось, то заказчик с ним заключал контракт, но придирался по исполнению, потом затягивал приемку и затягивал оплату. Проще говоря, «мстил»…

Сегодня затягивание приемки и отсрочивание оплаты сильно усложнено. Потому что по правилам статьи 94 Закона № 44-ФЗ приемка в обязательном порядке осуществляется в срок не более чем 20 рабочих дней с момента загрузки поставщиком электронного акта по поставке в ЕИС (в личный кабинет). Все. Дальше — штраф для заказчика — 20 тысяч рублей. Это первое ограничение.

Второе ограничение – срок оплаты. Семь рабочих дней для конкурентных закупок, десять рабочих дней для закупок у единственного поставщика и некоторых других. Если приемка оформлена, то есть заказчик в ЕИС подписал, например, акт приемки в электронном виде, то в течение семи дней должна произойти оплата. Хочет этого заказчик или не хочет. Не оплатил вовремя — опять же, штраф от 30 до 50 тысяч рублей. «Автоплатежи» во-первых снимают для заказчика риски случайной просрочки оплаты, во-вторых устраняют для поставщика риск неоправданной задержки в оплате со стороны заказчика.

 

— Дмитрий Евгеньевич, большое спасибо за интересную беседу и развернутые ответы на вопросы.

 

К. ЛЫКОВ, корреспондент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *