ЦБ опубликовал направления единой денежно-кредитной политики на три года

окумент разъясняет цели и принципы реализации денежно-кредитной политики в современных экономических условиях, а также представляет базовый и альтернативные сценарии развития экономики на ближайшие 3 года.

Опубликованы основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2026–2028 годы. Документ разъясняет цели и принципы реализации денежно-кредитной политики в современных экономических условиях, а также представляет базовый и альтернативные сценарии развития экономики на ближайшие 3 года.

Итоговый документ учитывает решение по ключевой ставке, принятое Банком России 24 октября, обновленные параметры прогнозных сценариев, а также статистические и иные данные на 18 октября 2025 года.

Базовый сценарий

Подразумевает инфляцию на уровне 6,5–7% по итогам 2025 г., 4–5% в 2026 г., 4% — в 2027–2028 гг. Ключевая ставка прогнозируется в 19,2% в текущем году, 13–15% — в 2026 г., 7,5–8,5% — в последующие два года.

Базовый сценарий построен на наиболее вероятных, с точки зрения Банка России, предпосылках развития экономической ситуации.

Базовый сценарий предусматривает трансформацию российской экономики, которая будет ориентироваться преимущественно на внутренний спрос.

Ожидается замедление роста ВВП в 2025–2026 гг., при этом доля инвестиций в ВВП должна сохранится на высоком уровне. Отмечается, что повышение ставки НДС в 2026 г., налоговые и тарифные изменения разово увеличат инфляцию, а также могут негативно отразиться на инфляционных ожиданиях. В среднесрочной перспективе влияние этих факторов будет дезинфляционным.

Устойчивая инфляция достигнет 4% во II полугодии 2026 г., в 2027 г. и далее показатель будет находиться на цели.

Мировые внешнеторговые противоречия будут сдерживать рост выпуска в мировой экономике и объемы международной торговли. В 2025–2028 гг. мировая экономика будет в среднем расти темпами ниже тех, что наблюдались в 2000–2019 гг.

Мировые цены на нефть на прогнозном горизонте будут ниже уровней предыдущих лет. Важным фактором останется внешнеторговая политика США: повышенные в 2025 г. импортные пошлины, по прогнозам, будут постепенно снижаться на среднесрочном горизонте. Рост экспорт и импорта продолжит несколько сдерживать санкционные ограничения для российской экономики.

Долгосрочный потенциальный темп роста российского ВВП в 2025 – 2028 годах будет находиться в диапазоне 1,5 – 2,5%. С учетом складывающихся демографических трендов, сдерживающих рост численности трудовых ресурсов, расширение потенциала будет происходить преимущественно за счет увеличения совокупной факторной производительности и наращивания основного капитала.

Отмечается, что российская экономика продолжает проходить структурную трансформацию, связанную с перераспределением ресурсов между отраслями, в том числе вследствие их переориентации на альтернативные направления сбыта и внутренний рынок. Это усиливает неопределенность в отношении того, в какой мере и c какой скоростью осуществленные меры государственной поддержки и реализованные за последние несколько лет инвестиции отразятся в росте потенциала российской экономики, расширяя возможности наращивания предложения товаров и услуг без усиления инфляционного давления. На скорость и устойчивость замедления инфляции может также влиять развитие ситуации на рынке труда, где по‑прежнему сохраняется дефицит кадров. Вклад в отклонение от базового сценария может внести динамика инфляционных ожиданий.

В дезинфляционном сценарии

Предполагается, что за счет более высоких темпов прироста совокупной факторной производительности и увеличения инвестиций в основной капитал в экономике происходит существенное расширение предложения. Это позволит экономике демонстрировать более быстрые темпы роста выпуска без увеличения инфляционного давления, что, в свою очередь, приведет к более мягкой денежно-кредитной политике, чем в базовом сценарии.

В проинфляционной сценарии

Предполагается заметное повышение инфляционного давления в 2026 году, к которому может привести комбинация внешних и внутренних факторов, под влиянием которых спрос сложится выше, а предложение – ниже, чем в базовом сценарии. Ускорению роста спроса может способствовать изменение отдельных параметров бюджетной политики относительно базового сценария – в частности, расширение программ льготного кредитования. Проинфляционным фактором может стать также расширение мер протекционистского характера для стимулирования импортозамещения, приводящих к удорожанию импорта и росту спроса на отечественные товары, усиливающего давление на их цены. Одновременно предполагается, что ужесточение санкций также приведет к стабилизации цен на российскую нефть на более низких уровнях из‑за расширения дисконта.

В условиях, когда расширение спроса снова превысит возможности увеличения предложения, сохранится высокая конкуренция за работников, и темпы роста заработных плат продолжат существенно превышать темпы роста производительности труда, оказывая дополнительное давление на цены. Что снова приведет к нарастанию инфляционного давления и потребует соответствующей реакции денежно-кредитной политики.

В рисковом сценарии

заложен весь комплекс неблагоприятных внешних условий. Усиление внешнеторговых противоречий приведет к резкому снижению темпов роста крупнейших экономик. Процессы деглобализации в этом сценарии нарастают. Торговые отношения между США и Китаем развиваются по наиболее негативному сценарию, импортные пошлины остаются выше, чем в базовом сценарии, на всем прогнозном горизонте. Вероятен мировой финансовый кризис, сопоставимый по масштабам с кризисом 2007 – 2008 годов. В условиях ухудшения перспектив спроса снижаются мировые цены на сырьевые товары. Для российской экономики в этом сценарии предполагается также усиление санкционного давления, ограничивающее экспорт и импорт, а также приводящее к дополнительному повышению издержек экспортеров и импортеров.

При этом регулятор особо подчеркивает, что его политика при любом сценарии будет направлена на возвращение инфляции к 4% и ее устойчивое закрепление вблизи этого уровня.

И. Полянина, юрист.


«Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2026 год и период 2027 и 2028 годов» (утв. Банком России).

 Скачать документ

 Источник изображения: freepik.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»