Новые направления бюджетной и налоговой политики на ближайшие три года

В 2026 году предусматриваются меры по повышению устойчивости доходной базы федерального бюджета с сохранением ключевых принципов справедливости и эффективности налоговой системы.

В 2026 году предусматривается завершение выхода на структурный первичный баланс бюджета. Предусматриваются меры по повышению устойчивости доходной базы федерального бюджета с сохранением ключевых принципов справедливости и эффективности налоговой системы, приоритезация расходов с концентрацией на трех ключевых приоритетах — сообщает Минфин в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 г. и плановый период 2027 и 2028 гг.

 

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 — 2028 годы разработаны на основании соответствующего базового варианта прогноза социально-экономического развития РФ.

Ведомство фиксирует процесс «мягкой посадки» в экономике, первые признаки которого наблюдались со второй половины прошлого года. Сдерживает рост ВВП преимущественно охлаждение спроса — и потребительского, и инвестиционного. На этом фоне правительство ожидает, что естественное охлаждение ранее перегретого внутреннего спроса позволит перейти к траектории более сбалансированного и устойчивого экономического роста. В результате в 2027-2028 годах экономическая динамика закрепится на умеренной траектории в 2,8%- 2,5% соответственно, а в дальнейшем рост продолжится темпом около 3,0%, что соответствует уровням, заложенным в национальных целях развития.

Ведомство также ожидает, что тенденция высокого спроса на труд сохранится, а высокая потребность в рабочей силе (уровень безработицы прогнозируется на уровне 2,3-2,6% в 2025–2028 годах) будет способствовать выходу показателей уровня жизни населения на траекторию умеренного, но устойчивого роста.

Доходы бюджета в 2026 г. Минфин прогнозирует в объеме 40,3 трлн руб., в 2027 г. – 42,9 трлн руб., в 2027 г. – 45,9 трлн руб. Ожидается, что в следующем году доходы бюджета от НДС вырастут почти на 3 трлн руб. (+17,1%) и составят 17,51 трлн руб. после 14,51 трлн, прогнозируемых в текущем году.

Расходы бюджета на следующий год составят 44,1 трлн руб. (18,7% ВВП), на 2027 г. – 46,1 трлн руб. (18% ВВП), на 2028 г. – 49,4 трлн руб. (17,9% ВВП). Бюджетные ассигнования в пользу нацпроектов в совокупности запланированы в 2026 и в 2027 гг. по 6,7 трлн руб., в 2028 г. запланирован их рост до 7,5 трлн руб.

Минфин, по мере перестройки хозяйственных связей, адаптации экономики и восстановления деловой активности, ожидает планового сокращения бюджетного импульса и выхода на структурный первичный баланс.

Власти планируют снижать  базовою цену на нефть поэтапно с 2026 года на 1$ в год до 55$/барр. к 2030 году с последующей ежегодной индексацией на 2% с 2031 года (синхронизировав с ежегодной индексацией базовой экспортной ценой на газ природный). Минфин ожидает, что это позволит укрепить устойчивость бюджета, при этом не потребует болезненного резкого сокращения расходов.

 

Цели

Власти заявляют, что ключевые цели налоговой политики в плановом периоде будут направлены на повышение справедливости налогообложения, усиление стимулирующей функции налоговой системы, а также улучшение качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.

 

Минфином предложен пакет мер, направленный на содействие формированию справедливой конкурентной среды и «обелению» экономики.

Для борьбы со схемами «дробления» бизнеса для уклонения от уплаты налогов правительство предложило снизить порог доходов для налогоплательщиков, применяющих УСН, при превышении которого возникает обязанность по уплате НДС с 60 млн рублей до 10 млн рублей (аналогично предлагается снизить порог по доходам для применения патентной системы налогообложения). При этом власти уверены, что большую часть добросовестного малого бизнеса это не коснется – доля плательщиков НДС на режиме УСН увеличится с 4% до 15%.

Для борьбы с «фирмами-однодневками» предложено ввести обязанность для организаций с выплат руководителям исчислять страховые взносы исходя из величины МРОТ в случае осуществления им выплат ниже данной величины.

Введение системы подтверждения ожидания товаров (СПОТ) при поставке товаров из ЕАЭС, в т.ч. с авансовой уплатой косвенных налогов (с 1 апреля 2025), которая позволит пресечь уклонение от налогообложения и применение незаконных схем импорта, поможет правительству в борьбе с «серым» импортом.

Кроме того, власти предусмотрели и другие меры:

  • введение налога на игорный бизнес в размере 5% принятых ставок и введение налога на прибыль по общей ставке 25%;
  • ускоренная индексация акцизов на «вредное» потребление – источник финансирования отдельных мероприятий в сфере здравоохранения и сельского хозяйства;
  • повышение эффективности льгот по уплате страховых взносов за счет их отраслевой приоритизации и повышения финансовой отдачи от таких льгот;
  • сохранение пониженного тарифа страховых взносов для приоритетных отраслей;
  • повышение льготного тарифа страховых взносов для IT организаций в пределах взносооблагаемой базы с 7,6% до 15% (при сохранении текущей льготной ставки сверх предельной взносооблагаемой базы).

 

Повышение НДС

Власти хотят повысить базовую ставку НДС на 2 п.п. (с 20% до 22%), чтобы   сохранить устойчивость федерального бюджета и гарантировать исполнение всех принятых государством обязательств.

 

Повышение базовой ставки, как объясняет ведомство, направлено на:

  • снижение конъюнктурной уязвимости федерального бюджета – выход на устойчивую траекторию ненефтегазового дефицита в размере 5%;
  • гарантированное исполнение всех принятых государством обязательств за счет повышения доли устойчивых доходных источников – увеличение доли ненефтегазовых доходов федерального бюджета до 80%;
  • формирование в долгосрочной перспективе наиболее стабильного источника доходов с учетом особенностей администрирования – Россия входит в число передовых стран по собираемости НДС.

Для всех социально-значимых товаров (продукты питания, лекарства и медицинская продукция, товары для детей и ряд других товаров) сохранится пониженная ставка НДС в размере 10%.

 

Направления расходов

Приоритетные статьи бюджета по объему расходов – оборонные и социальные направления. На национальную оборону уйдет 12,605 трлн руб. на 2026 г.

На социальную политику в 2026 г. бюджет потратит 6,5 трлн руб.

Одним из ключевых направлений станет демографическая политика. Средства направят на пенсии военнослужащим (1,6 трлн руб. в 2026 г.), ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (1,411 трлн руб.), выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, продолжение программы материнского капитала с индексацией.

На обеспечение национального проекта «Семья» запланированы в 2026 г. средства в объеме 3,24 трлн руб., в 2027 г. – 2,789 трлн руб., в 2028 г. – 2,986 трлн руб.

Правительство планирует реализовать ряд мер, направленных на развитие системы здравоохранения и сбережения жизни, внедрения передовых методов лечения и сервисов, развития социальной инфраструктуры, оказания прямой социальной поддержки нуждающимся категориям граждан.

 

Планируется также смягчение условий освобождения от НДФЛ сумм, уплаченных работодателями за оказание медицинских услуг своим работникам и членам их семьи, а также бывшим своим работникам-пенсионерам. Планируется упразднить действующее условие о том, что указанные суммы не облагаются НДФЛ только в том случае, если они остались в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль.

Кроме того, власти хотят распространить социальный налоговый вычет в сумме расходов на физкультурно-оздоровительные услуги, предоставленные супругу (супруге) и родителям налогоплательщика (сейчас такой вычет можно получить за себя или за детей).

В планах правительства и отмена с 2026 года ограничения максимальной длительности совокупного периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до 1,5 лет, засчитываемого в страховой стаж (для назначения страховой пенсии по старости).

 

По направлению «национальная экономика» государство потратит в следующем году 4,78 трлн руб. В этой части запланированы траты на ремонт и развитие дорог федерального и регионального пользования (около 1 трлн руб. в 2026 г.). На «национальную безопасность и правоохрану» направят 4,065 трлн руб.

На обслуживание госдолга из бюджета будет направлено 3,9 трлн руб. Объем госдолга за счет увеличения внутренних заимствований вырастет с 38,553 трлн до 43,668 трлн руб. в следующем году, а в 2027 и 2028 гг. он составит 48,431 трлн и 53,761 трлн руб.

На общегосударственные вопросы направят 2,83 трлн руб. в 2026 г., на развитие ЖКХ – 1,99 трлн руб., на здравоохранение – 1,88 трлн руб., на образование – 1,74 трлн руб., на охрану окружающей среды – 1,1 трлн руб.

 

По направлению «Здравоохранение» в 2026 г. будут профинансированы обеспечение деятельности государственных учреждений – 457,4 млрд руб., компенсация выпадающих доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов – 175,4 млрд руб., оказание медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями – 140 млрд руб. Субсидии фонду «Круг добра» составят 195,878 млрд руб.

 

По разделу «Образование» в 2026 г. средства будут направлены на обеспечение деятельности государственных учреждений (802,5 млрд руб.), межбюджетные трансферты на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (122 млрд руб.), стипендии обучающихся по очной форме обучения (109,2 млрд руб.). На бесплатное горячее питание для обучающихся 1–4-х классов направят 77,18 млрд руб.

 

Ожидаемые доходы

Минфин ожидает существенный рост ненефтегазовых доходов федерального бюджета на прогнозном горизонте при стабильном уровне относительно ВВП выше 13%. Рост поступлений увеличится с 28,43 трлн руб. в 2025 г. до 31,364 трлн руб. в 2026 г. (+10,3% в годовом выражении), 33,859 трлн руб. в 2027 г. (+8%) и 36,164 трлн руб. в 2028 г. (+6,8% год к году).

 

Нефтегазовые доходы в 2026 г. ожидаются в объеме 8,918 трлн руб. (3,8% к ВВП). В 2027 и 2028 гг. их объем составит 9050,4 млрд руб. (3,5% к ВВП) и 9704,7 млрд руб. (3,5% к ВВП).

 

Рост ВВП в 2025 г. составит по итогам года 1%. Инфляционное давление смягчается, в августе темпы роста потребительских цен опустились до 8,1% в годовом выражении, что позволило улучшить прогноз по инфляции с 7,6 до 6,8%. Прогноз темпов роста капиталовложений по итогам 2025 г. остался без изменений на уровне 1,7%.

 

Динамика основных параметров бюджетной системы в 2026-2028 гг. характеризуется увеличением доходов в номинальном выражении с 81,2 трлн рублей в 2026 г. до 93,2 трлн рублей в 2028 г. Вместе с тем, на фоне роста ВВП в 2026-2028 гг. и снижения нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2026-2028 гг. в реальном выражении к текущему году наблюдается сокращение доходов бюджетов бюджетной системы с 34,6% ВВП в 2026 г. до 33,7% ВВП в 2028 г.

Объем расходов по отношению к ВВП составит 36,2% ВВП в 2026 г., 35,4% в 2027 г. и 35,0% в 2028 г.  В 2026-2028 гг. ожидается дефицит в размере 1,6% ВВП в 2026 г., 1,3% ВВП – в 2027 г. и 1,3% ВВП – в 2028 г.

 

Государственные внебюджетные фонды

 

СФР

Доходы бюджета СФР сформированы с учетом установленных нормативов распределения доходов от уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (норматив установлен на уровне 72,8%), на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (норматив установлен на уровне 8,9%) исходя из единого тарифа страховых взносов, установленного в размере 30% в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 15,1% — свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов.

Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитаны исходя из среднего по видам экономической деятельности страхового тарифа в размере 0,5% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

Доходы СФР в следующем году ожидаются на уровне 18,9 млрд руб., расходы составят 18,6 млрд руб.

 

ФОМС

Увеличение доходов ФОМС планируется за счёт поступающих сумм страховых взносов на ОМС работающего и неработающего населения, налоговых доходов, межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Доходы фонда в 2026 году ожидаются на уровне 4 712,6 млрд руб., расходы составят 4 794,6 млрд руб.

Основной статьей расходов бюджета ФОМС является субвенция, которая предоставляется бюджетам территориальных фондов ОМС.

Зарезервированные средства бюджета ФОМС планируется направить на софинансирование расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала и выплаты стимулирующего характера за выявление онкологических заболеваний в ходе диспансеризации и профосмотров населения. Предусмотрены средства на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС.

 

Что в итоге

Минфин ожидает, что формирование основных параметров федерального бюджета в соответствии с «бюджетным правилом» позволит сдержать инфляционные процессы на краткосрочном горизонте и укрепит финансовый суверенитет и устойчивость экономики в средне-/долгосрочной перспективе. Поэтапное снижение базовой цены на нефть направлено на снижение уязвимости государственных финансов к рискам внешней среды и обеспечение сбалансированности бюджета при любых сценариях. Одним из важнейших факторов долгосрочной устойчивости выступает наличие достаточного объема ликвидных резервных активов в Фонде национального благосостояния.

Ключевыми приоритетами бюджета являются выполнение социальных обязательств, финансовое обеспечение потребностей обороны и безопасности страны, обеспечение технологического лидерства и развитие инфраструктуры.

«Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» (утв. Минфином России).


И. Полянина, юрист

 Скачать документ

 

  Источник изображения: freepik.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»