Содержание
Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов, том числе сотрудниками ФССП. Именно поэтому в случае грубого нарушения действующего законодательства гражданин вправе пожаловаться на судебного пристава в прокуратуру.
Когда можно пожаловаться в прокуратуру
Первоначально какие-либо действия или бездействие пристава обжалуются в порядке подчиненности, то есть сначала начальнику отдела, потом в региональное УФССП и в Главное управление.
Конечной инстанцией всегда выступает в суд.
Тем не менее, при явных и грубых нарушениях закона гражданин вправе сразу обратиться в суд либо пожаловаться в органы прокуратуры.
Причиной тому может служить одна из следующих:
- списание в счет погашения долгов средств, на которые в соответствии с действующим законодательством нельзя обращать взыскание (алименты, социальные выплаты и др.);
- несвоевременное принятие либо непринятие мер по розыску и аресту имущества должника;
- безосновательное завершение процесса принудительного взыскания, например, если пристав окончил производство при наличии у должника имущества или доходов;
- наложение различного рода ограничений в случаях, когда этого делать нельзя. К примеру, пристав может ограничить должника в праве управления ТС, которое используется им в связи с инвалидностью или самостоятельно ограничить должника в праве выезда за границу в рамках производства, возбужденного на основании несудебного акта;
- злоупотребление служебными полномочиями, например, если должностное лицо угрожает стороне исполнительного производства или вымогает деньги.
Это лишь малое из того, что может послужить поводом для обращения в прокуратуру.
Читайте также: Правила написания жалоб на управляющие компании
Содержание жалобы
Жалоба в прокуратуру на бездействие судебных приставов образец
Как следует из содержания статьи 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» проверка исполнения законов осуществляется на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения таковых.
Информация о подобных фактах может быть изложена в форме жалобы, которая в обязательном порядке должна включать следующие сведения:
- наименование и адрес органа, куда направляется жалоба;
- данные заявителя (ФИО, адрес, контактная информация, например, номер телефона);
- общая информация об исполнительном производстве (№, когда, где и на основании чего возбуждено, у кого на исполнении находится);
- обстоятельства, послужившие поводом для подачи жалобы. Здесь нужно подробно изложить, в чем именно выражается нарушение закона (действия, бездействие пристава);
- прошение о проведении проверки законности действий или бездействия должностного лица, а также принятии соответствующих обстоятельствам мер;
- перечень документов приложения (если таковые приобщаются к жалобе);
- дата и личная подпись заявителя.
Что можно приобщить к жалобе
В качестве документов, подтверждающих достоверность изложенных в жалобе фактов, можно приобщить:
- копии исполнительного документа и постановления о возбуждении производства;
- копию обжалуемого постановления пристава (если причина жалобы кроется в принятии должностным лицом противоречащего закону решения);
- копии заявлений, ходатайств, жалоб, направленных в ФССП с копиями ответов;
- фотографии, видео- или аудиозаписи. При этом записи лучше приобщать вместе с оригинальным носителем доказательства;
- копии материалов исполнительного производства и иные документы на усмотрение заявителя.
Как подать жалобу в прокуратуру
Жалоба, а также пакет приобщаемых к ней документов может быть подана одним из следующих способов на выбор:
- Лично через приемную прокуратуры. В этом случае понадобится второй экземпляр жалобы, на котором будет поставлена отметка о получении.
- Почтой заказным письмом с уведомлением о вручении. А если к жалобе прилагаются документы, то лучше направлять письмо с описью вложения.
- В электронной форме через интернет-приемную при наличии подтвержденной учетной записи на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).
Обратите внимание! Гражданин вправе пожаловаться в прокуратуру и устно. Для этого необходимо записаться на личный прием и в ходе последнего изложить, в чем выражается нарушение законодательства.
Как рассматривается жалоба
Жалоба как разновидность обращений граждан должна быть рассмотрена в период, не превышающий 30 дней.
Продление данного срока с обязательным уведомлением заявителя допускается в исключительных случаях, а также в случаях, когда уполномоченный орган направляет запрос о предоставлении необходимой для рассмотрения обращения информации.
Период рассмотрения в таких обстоятельствах может быть продлен, но не более, чем на 30 дней.
В установленный законом срок в ответ на принятую жалобу принимается соответствующее результатам проверки решение.
Данное решение должно быть мотивированным.
При этом в случае выявления правонарушения прокурор принимает меры по привлечению виновных лиц к тому или иному виду ответственности, в том числе к уголовной, например, за злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки или служебный подлог.
В заключение добавим, что судебная практика знает случаи, когда прокуратура по результатам проверки инициировала судебный процесс о признании незаконными действий или бездействия пристава.
В этой связи подача жалобы в органы прокуратуры представляется более эффективной мерой, нежели подача жалобы в порядке подчиненности.